«Эту дату установила ООН. Такое массовое сознательное истребление людей не могло пройти бесследно», - говорит председатель калужской еврейской общины Григорий Альтман.
Уничтожение евреев носило массовый порядок по всему миру, где хозяйничали немецкие оккупанты. Их расстреливали на месте, угоняли в концлагеря или запирали в гетто. На территории Калуги оно располагалось на месте бывшего казанского монастыря, между улицами Кутузова и Красная гора.
Узники могли взять с собой только то, что могли унести в руках или привезти на санках. Они жили в бывших монашеских кельях и в небольших деревянных домах без отопления, продуктов и воды. Ежедневно евреев, которые были выселены из городских квартир, выводили на работу по уборке трупов, очистке общественных туалетов и мусорных ям. Ну, а сама территория гетто была обнесена забором, часть которого сохранилась и до наших дней.
Выход из гетто разрешался 3 раза в неделю с 10 до 11 утра в «небазарные дни», посещения бани были запрещено. Общение с нееврейским населением наказывалось смертной казнью. Погибнуть узник гетто мог и без причины. Один из таких случаев произошёл на глазах тогда ещё ребёнка, калужанина Наума Зисмана. Случилось это перед наступлением Красной армии, когда фашисты хотели уничтожить узников и подожгли их дома.
«К нашему дому они подошли и мы вышли. Мать в одной руке меня вела, а в другой отца. Мы дом обошли, а немцы выстрелили в отца и он упал», - вспоминает Наум Зисман.
Несмотря на то, что в калужском гетто геноцида удалось избежать, по разным источникам из 155 узников содержавшихся в нём погибло от 10 до 15 человек. Избежать больших потерь удалось благодаря скорому освобождению города войсками Красной армии. Случилось это 30 декабря 1941 года.