Обстановка комнаты Шамиля простая: минимум мебели, никаких элементов декора. Сотрудница краеведческого музея Ирина Зубкова рассказывает, имам Шамиль жил скромно и не признавал роскоши. Всю обстановку комнаты воссоздавали по воспоминаниям современников: подлинные предметы, которые окружали имама, до наших дней не сохранилась. Зеленые тона в интерьере выбрали неслучайно – это был любимый цвет Шамиля, цвет Корана. Этот дом предоставили имаму Чечни и Дагестана в 1859 году, когда почетный пленник прибыл в Калугу.
«Когда Шамиль подъезжал к городу, то он воскликнул: «Совершенно Чечня! Те же леса, те же пашни, те же реки, так же живописно разбросаны деревни». В доме его был ремонт, его было предписано сделать в восточном стиле», - рассказала научный сотрудник Калужского областного краеведческого музея Ирина Зубкова.
Шамиль перебрался в Калугу вместе с семьей, двумя женами и детьми, а также со всей прислугой. Спустя семь лет ссылки в парадном зале Калужского губернского дворянского собрания Шамиль вместе с сыновьями принес присягу на верноподданство России. А вскоре после этого пленника вновь ждал переезд. В 1868 году ему пришлось уехать из Калуги. На здоровье его домочадцев стал плохо сказываться холодный климат центральной России. Поэтому Шамиль с женами и детьми перебрался в более теплый Киев. Знаменитый пленник одним из первых заговорил о примирении России и Кавказа.
Спустя 150 лет на калужской земле вновь вспоминают имама Шамиля. На научно-практической конференции говорят о его вкладе в развитие отношений России и Кавказа.
«Имам Шамиль является связующей фигурой между Кавказом и центральной Россией. И лейтмотивом всей конференции является его клятва верности России. Не всем нравится такая позиция, но сегодня очень важна консолидация нашего общества», - рассказал председатель общественной организации «Местная дагестанская национально-культурная ассоциация» Султан Шахбазов.
В ближайшем будущем Дагестанская диаспора планирует совместный проект с библиотекой для слепых. Некоторые книги имама Шамиля напечатают шрифтом Брайля, чтобы слабовидящие калужане тоже могли познакомиться с его философскими рассуждениями.