Вредно - не то слово, которым можно описать последствия взаимодействия с борщевиком. Попадет на кожу - оставит ожог, а если в глаза, то и до слепоты недалеко. Вот почему борцы с борщевиком Сосновского, которые надевают маску, поступают более мудро. На самом деле, задача бригад, окашивающих траву у дорог, - не само по себе растение, а вся трава по обочинам. Алексей Есько, начальник отдела управления по работе с населением на территориях: «Согласно ГОСТ обочина дороги должна быть окошена для безопасности дорожного движения. Естественно окашивается и борщевик в данном случае. Чтобы не было большого его распространения, окос проводится чаще. Как только поднимается борщевик, практически сразу стараемся его окашивать».
Масштаб покоса по этому ГОСТу - 1 метр. А вот всё, что дальше, остается на откуп местным жителям. Калужское управление по работе с населением на территориях не только окашивает дороги, но и проводят рейды, наказывая за неубранные заросли владельцев земли. Недостаточно только облагораживать территорию вдоль своего забора. Оказывается, по закону зона ответственности составляет 15 метров вдоль всего периметра домовладения. А значит, как минимум, часть этих зарослей тоже должен окашивать хозяин ближайшего дома.
Таких пространств в деревне Ильинке вдоль всей дороги хватает. Она в числе еще 4 муниципалитетов с самым серьезным распространением борщевика. За это лето по всему городскому округу, а это более 70 деревень, выписали 23 штрафа. Сотрудники профильного управления признаются, что было бы больше, но пандемия помешала. Лидия Белозерцева, начальник отдела административного производства: «Штрафы предусмотрены по этой статье на физлиц от 3 до 5 тысяч, на должностных лиц от 10 до 30 тысяч и на юрлица от 50 до 110 тысяч рублей».
Часто до штрафа не доходит, ведь предприятия и организации охотно устраняют сорняки до окончательного решения комиссии. А вот с частными домами ситуация сложнее. Попытка найти владельца участка, особенно пустующего, превращается в детектив: ни следов, ни документов. К примеру, борщевичный лес в Козельском районе. С июня в тепле и сырости растения вымахали до 2 метров и выбросили зонтики за неделю. Борщевик - спутник запустения, говорят в минсельхозе. Действительно, брошенные дома заросли поглощают особенно быстро. Геннадий Луценко, заместитель министра сельского хозяйства Калужской области: «Там, где сельское поселение, городское поселение внимательно относится к своей территории, к своим гражданам, окашивают, обихаживают, не делают свалки, там проблемы с борщевиком нет».
В каждом селе или деревне на данный момент нет никого, кто обязан организовывать регулярную зачистку. На землях сельхозназначения контроль есть. Самый популярный метод борьбы - 2 раза перепахать большим 12-ти корпусным плугом. Химикаты в Калужской области используют минимально, не хотят травить землю и воздух. А вот в Костромской области политика обратная. Здесь химикаты применяют и успешно, поскольку гигант желтеет и засыхает. Но результат не устойчив: соседи делают это в разное время, и борщевик просто переезжает с места на место. Стоит отметить, что в сети Интернет можно найти и более оригинальные методы. Один из блогеров использует против борщевика своих коров. При этом несъедобное молоко его не смущает. Другие умельцы засыпают свежескошенные стволы солью.
В нашем регионе стиль борьбы с борщевиком может скоро измениться. В марте 2020 года был принят новый закон, по которому органам местного самоуправления дадут для этого полномочия, смогут выделять средства из бюджета области, а также создадут новые областные и муниципальные программы. Документ краткий, конкретики не содержит. Но время для нее еще есть: закон вступит в силу 1 января 2021 года.