Пациент, которого признали первым «коронованым» калужанином, вернулся из Италии, где в то время «ковид» уже свирепствовал. При этом явных симптомов у мужчины не было, и чувствовал он себя удовлетворительно. Но что такое коронавирус, тогда и во всем мире не понимали до конца. Поэтому даже бессимптомного пациента поместили в бокс областной инфекционной больницы. И этот день стал стартовым – через некоторое время практически все медучреждение на Грабцевском шоссе работало только на «ковид». И здесь же спустя месяц – 15 апреля – зафиксировали первую смерть от коронавируса. Это был 59-летний житель Подмосковья, который приехал в Калужскую область.
Главный врач Калужского областного специализированного центра инфекционных заболеваний и СПИД Елена Алешина утверждает: «Что будет такой масштаб и продлится так долго – мы не ожидали. Но в принципе больница была готова не на 100%. Но процентов на 70 к приему большого числа пациентов. Мы, видя, что происходит в Китае, думали. Что нам нужно запасаться койками. У нас эти койки были. Были у нас и средства защиты, и специальные костюмы».
И если даже профильному учреждению пришлось туго, то что говорить о других больницах? В экстренном порядке их перепрофилировали: вчерашние кардиологии и терапии превращались в инфекционные отделения. Ковидные койки открыли даже в городском роддоме. В итоге получилось более 2,5 тысячи. В отдельных случаях привлекали даже МЧС – для создания шлюзов и камер дезактивации.
Но вирус ширился быстрее, чем его удавалось лечить или даже находить. Ученые «в пожарном режиме» пытались создать тест-системы для выявления коронавируса, а власти пытались не допустить взрывного роста. В итоге регионы России начали вводить масочный и перчаточный режим. В Калужской области средства защиты обязательными стали в апреле. И на фоне этой новости очереди за масками растянулись на десятки метров, а их цена выросла в несколько раз. Например, во второй городской аптеке Калуги комплект из 10 штук стоил 450 рублей. А в интернете спекулянты просили в несколько раз больше. Сервисы частных объявлений даже начали блокировать такие сообщения. Предприятия срочно начали переходить на пошив масок и халатов для врачей. Но ликвидировать дефицит удалось далеко не сразу. В итоге сознательность проявили сами калужане.
Любовь Чернова швея со стажем. И просто захотела помочь. Дома из собственного материала она начала делать средства защиты и делиться ими с окружающими. Вместе с родственниками, даже по ночам шила разноцветные, детские, взрослые, для души и на заказ. Любовь говорит, что вслед за ней многие калужанки вспомнили, что дома есть машинки и ткань, а значит и они могут сделать доброе дело. Когда ажиотаж спал, шить маски перестали. Но с некоторыми из тех, кто помогал, Любовь общается до сих пор.
Женщина говорит: «В очередной раз убеждаешься, что беда сближает. Бывало люди забирали бесплатно 1-2 маски и все. А было – мужчина принес фруктов, которые не совместимы были по цене с этими масками. Добро оно так же добром приходит».
С добром в пандемию друг к другу стали приходить совершенно разные люди. Параллельно с масочным режимом в области ввели еще и самоизоляцию. Без особой нужды рекомендовали не выходить из дома. Особенно пожилым, которых признали наиболее уязвимой частью населения. И, чтобы помочь им пересидеть вынужденное заточение, в регионе активизировались волонтеры. Появился штаб, который принимал заявки, а активисты эти просьбы исполняли – доставляли продукты, лекарства, помогали оплачивать квитанции и выносили мусор. Таких помощников было около 200 человек. Плюс – работал психолог. Совместными усилиями они помогли более чем 30 тысячам человек.
Член молодежного парламента при Заксобрании области Антон Андрейчук поясняет: «Это не только волонтеры, а обычные люди, которые поняли социальную значимость и на своих машинах в свое свободное или рабочее время оказывали помощь тем, кому она была нужна».
Но от самоизоляции досталось не только пожилым. Спортшколы прекратили занятия в традиционном формате и ушли в онлайн. Тренер отправляет план упражнений, подопечный выполняет и присылает видеоотчет.
Иначе стали выглядеть занятия в школах искусств. К пюпитрам и инструментам добавились телефоны или планшеты. Здесь тоже репетиции стали сетевыми. И если в передвижениях музыкантов ограничили, то возможности наоборот расширились - известные композиторы и столичные академии открыли чаты и со всей страной бесплатно делятся контентом.
Бурлила в прошедшем году и общеобразовательная школьная жизнь, и профессиональное образование. Все уроки и лекции тоже переместились в сеть. И это вызвало немало претензий. Во-первых, не у всех сеть позволяла выходить на видеосвязь с учителем. Во-вторых, не каждому школьнику хватало техники – особенно остро проблему ощутили многодетные, когда одновременно для уроков нужно было 3 и больше гаджетов. И в-третьих, нередко примерять на себя роль учителя приходилось родителям. Нагрузка на педагогов тоже увеличилась. Но в учебных заведениях считают, что справились с новым вызовом. Тем более, во многих школах и до этого были какие-то элементы дистанционного обучения и теперь они просто коснулись всех сразу. Кстати, успеваемость на дистанте, как это ни странно, не пострадала.
Директор средней школы №17 города Калуги Василий Помазков вспоминает: «В 4четвёртой четверти успеваемость была выше. Наверное, потому что и учителя не так строг требовали, и потому что ребенку было проще куда-то подсмотреть, услышать подсказку».
А вот сфере услуг и развлечений на «удаленку» уйти практически было невозможно. По данным профильного министерства на июль-август 2020 в регионе пришелся пик безработицы – по официальной статистике на бирже труда в это время стояли 14 тысяч человек. Чтобы не допустить еще большего коллапса, власти ввели меры финансовой поддержки – кредиты и займы малому бизнесу, отменили арендную плату. По состоянию на декабрь из федерального бюджета по всем регионам распределили более 300 миллиардов рублей. Пришла помощь и в семьи с детьми. В течение года руководство страны несколько раз выделяло деньги на пособия.
Кстати и федеральные, и региональные чиновники в 2020 году тоже осваивали «дистант». Почти все заседания органов исполнительной и законодательной власти проходили – да и сейчас многие проходят именно в режиме онлайн. И рассказывали о них журналисты тоже удаленно.
С конца марта федеральный канал «Россия 24», а затем и калужский его сегмент впервые в истории перешли на вещание из дома. Ведущие выходили в прямой эфир из своих квартир. Кто-то на кухне, кто-то в гостиной - и в этот момент связь с сотнями телезрителей.
Шеф-редактор канала «Россия 24–Калуга» Валентин Оленев вспоминает: «В истории регионального телевидения такого никогда не было. Действительно впервые пришлось выйти в эфир не из студии, как мы привыкли, как привыкли наши телезрители. Вначале было непонятно, как выстраивать технически этот процесс, что должен говорить ведущий, куда смотреть, как это будет выглядеть в телевизионной картинке. Но в конечном счете результат был удовлетворительным. Нельзя сказать, что он был совсем хороший, но тем не менее, исходя из наших сегодняшних требований, у нас получилось. Я считаю, что этот опыт, если, не дай Бог, будут происходить подобные ситуации, мы будем применять и применять с успехом».
Пока же ситуация наоборот начала выправляться. Калужская область пережила два пика в мае и декабре. При этом даже мероприятия новогодней столицы не привели к вспышке, которой многие боялись. И сейчас число новых случаев идет на спад. С 4 марта в сутки стабильно выявляют меньше сотни заболевших.
Плюс с января в регионе началась прививочная кампания от коронавируса. Колют вакцину отечественной разработки и на сегодня в области привито почти 40 тысяч человек. Правда, снимать режим повышенной готовности власти не спешат. И медучреждения хоть и возвращаются к своему обычному профилю, но на территории инфекционной больницы к сентябрю должен появиться специализированный госпиталь.
Главный врач инфекционной больницы Елена Алешина уверена: «Я сразу сказала, что эта инфекция с нами навсегда. В той или иной степени. То есть, возможно, все кончится тем, что достроят корпус и будут всех больных собирать здесь и лечить. Но эта болезнь быстро не уйдет».
Кстати, годовщина пандемии в нашей области практически совпала по дате с проводами зимы. И творческие люди подошли к этому совпадения с огоньком. В арт-парке Никола-Ленивец во время масленичных гуляний сожгли замок корона-людоеда. Кто знает, вдруг и этот метод на уровне суеверий окажется действенным.